Страница обновлена 01.06.2020

Лексическая тема «Космос»

================================================================

================================================================

Занятие 1.

Задачи: развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, воображения, моторики.

1.Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибать пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопки в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

2.Рассматривание картины «Строительство космической станции», беседа по ней (расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие диалогической речи)

Вопросы к рассматриванию картины

1) что и кого вы видите на ней?

2) что еще вы видите в космосе?

3) что вы можете сказать о земле? Какая земля?

4) а луна какая?

5) как вы думаете, какая работа у космонавтов?

На вопросы дети отвечают полным предложением.

================================================================

Занятие 2. (для детей с ТНР 5 – 6 лет)

Задачи: развитие связной речи, словаря, мышления, зрительного внимания, воображения, моторики.

1.Чтение детям стихотворений (формирование умения вслушиваться в обращенную речь)

*В парке новая ракета

Краскою побелена,

В парке новая ракета

На Луну нацелена.

Я не струшу, я рискну,

Я отправлюсь на Луну.

На Луне моря сухие,

Значит, я не утону.

*На Луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной.

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной.

2.Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней (совершенствование навыка рассматривания картины; развитие диалогической речи)

Вопросы к картине:

- кого вы видите? (мы видим космонавтов)

- что делают космонавты? (они работают в открытом космосе)

- чем они заняты? (они чинят оборудование)

- как выглядят космонавты? (на них серебристые скафандры)

- для чего нужны скафандры? (они защищают космонавтов)

- где космонавты чинят оборудование? (на орбитальной станции)

- что вы видите вдалеке? (вдалеке мы видим космический корабль, который движется к станции)

- расскажите о планетах, которые вы видите; (мы видим голубую Землю и серую Луну)

- расскажите о космосе, который окружает космонавтов. Какой он? (космос необъятный, темный, в нем много звезд).

3.Игра «В открытом космосе»

(развитие воображения, общей моторики, координации движений)

Взрослый: «Мы оказались в открытом космосе, здесь невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости».

Дети изображают движения в невесомости.

4.Рассказ по картине «Космонавты» (развитие связной речи, памяти, мышления; формирование целостного представления об изображенном на картине)

Дети составляют связный рассказ по картине (допускается помощь взрослого).

5.Игра «Скажи наоборот» (развитие словаря: подбор слов с противоположным значением)

В солнечный день светло, а в космосе … (темно).

Летом на солнце очень жарко, а в космосе … (холодно).

На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе … (медленно).

На Земле работать легко, а в космосе … (тяжело).

Чтение детям

Ракета

Вот так pадyга на небе -
Шёлковый yзоp!
Hy и pадyга на небе,
Как цветной ковёp!

А над pадyгой – pакета
Взмыла к небесам.
Вот такyю же pакетy
Я постpою сам.

И на звёзднyю доpожкy
Полечy на ней,
Hабеpy я звёзд лyкошко
Мамочке моей.

                  Григоре Виеру

 

По порядку все планеты
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
                Аркадий Хайт

 

Звездолетчики

Приходилось ли вам, ребята, тёмной ночью смотреть на небо? Правда, в городе видеть звёзды мешает электрический свет, да и в деревнях сейчас почти повсюду горят лампочки. А кроме того, ночью все спят, и папа с мамой не разрешают бродить под открытым небом.

Но если вам всё же удастся выйти в поле, ну хотя бы вечером, постойте минутку. Видите, на небе сколько звёзд — не сосчитать: одни, большие, светят ярко, не мигая, другие, крошечные, мерцают где-то там, вдали, словно манят. Через всё небо светлая полоса — Млечный Путь! А луна! Она не всегда бывает круглой. Сегодня виден только серп, и свет от него мягкий, таинственный…

А почему только серп? И почему луна светит, а не греет? И что такое Млечный Путь? Из чего он? Да, многое хочется узнать. Но кругом всё дремлет, и нам с вами пора спать. Хотя в этот вечер вряд ли удастся быстро заснуть. Перед вашими глазами всё ещё будут стоять эти далёкие звёздочки, и вам обязательно захочется слетать к ним.

Мы с вами живём в удивительное время, когда самые необыкновенные мечты начинают сбываться. Наш замечательный лётчик-космонавт Юрий Гагарин первым из людей уже совершил полёт в космос. Следом за ним в космосе побывали ещё пять советских героев — Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Но кто они, эти счастливцы? Почему именно им удалось первыми проникнуть в космос? Может, они необыкновенные силачи? Может, они и родились уже богатырями? А может, были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками, такими, как все? И как они стали космонавтами?

                                                                              В. Бороздин
 

 

Лексическая тема «Космос»

Занятие 3.

Задачи: активизация словаря по теме «Космос»; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия

1.Беседа с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики по вопросам:

- что такое космос? (космос окружает Землю и другие планеты);

- как можно попасть туда? (в космос можно попасть на космическом корабле);

- кто был первым космонавтом? (первым космонавтом был Юрий Гагарин).

2.Составление предложений по картинкам (совершенствование грамматического строя речи: употребление простых предлогов)

Рассмотреть картинки, рассказать, что делает на них космонавт. Если ребенок затрудняется с ответами, помочь ему вопросами:

- куда идет космонавт?

- где стоит космонавт?

- куда входит космонавт?

- откуда смотрит космонавт?

 

3.Подвижное упражнение «Ракета» (координация речи с движением, развитие творческого воображения)

А сейчас мы с вами, дети,                   Маршировать на месте

Летаем на ракете.

На носки поднимись,                          Подняться на носки, тянуть руки вверх   

А потом руки вниз.                             Опустить руки

Раз, два, потянись.                              Вновь тянуться вверх

Вот ракета летит ввысь!                    Бег на носочках  

4.Игра «Скажи наоборот» (развитие словаря: подбор слов – антонимов)

В солнечный день очень светло, а в космосе …

Летом на солнце очень жарко, а в космосе …

На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе …

На Земле работать легко, а в космосе …

5.Отгадывание загадок по теме «Космос» (развитие речевого слуха и мышления)

*Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету).

Как вы догадались, что это ракета?

*Блин в окошке виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел! (Луна)

*Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогатый. (небо, звезды, месяц)

Задания по обучению грамоте

1.Определить количество слогов в словах (с помощью хлопков): космос, ракета, спутник, планета, Земля, Луна, космонавт, полет, посадка.

2.Выделить в словах гласные звуки (совершенствование навыка слогового анализа): Луна (звуки [а], [у]), Марс (звук[ а]), спутник (звуки[ у], [и]), Гагарин (звуки [а],[ а], [и]).

Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 1 задание

Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 2 задание

Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 3 задание

Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 4 задание

Лексическая тема "Почта" 1 задание

Лексическая тема "Почта" 2 задание

Лексическая тема "Почта" 3 задание

Консультация на тему "Здоровьесберегающие технологии"

Консультация на тему:

"Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях"

Лексическая тема "Насекомые" 1 задание

Лексическая тема "Насекомые" 2 задание

Лексическая тема "Цветы" 1 задание

Лексическая тема "Цветы" 2 задание

Лексическая тема "Цветы" 3 задание

Лексическая тема "Лето" 1 задание

Лексическая тема "Лето" 2 задание

Лексическая тема "Лето" 3 задание

Консультация "Коррекция речевых нарушений с использованием ложек"