
Лексическая тема «Космос»
================================================================
================================================================
Занятие 1.
Задачи: развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, воображения, моторики.
1.Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибать пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопки в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
2.Рассматривание картины «Строительство космической станции», беседа по ней (расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие диалогической речи)
Вопросы к рассматриванию картины
1) что и кого вы видите на ней?
2) что еще вы видите в космосе?
3) что вы можете сказать о земле? Какая земля?
4) а луна какая?
5) как вы думаете, какая работа у космонавтов?
На вопросы дети отвечают полным предложением.
================================================================
Занятие 2. (для детей с ТНР 5 – 6 лет)
Задачи: развитие связной речи, словаря, мышления, зрительного внимания, воображения, моторики.
1.Чтение детям стихотворений (формирование умения вслушиваться в обращенную речь)
*В парке новая ракета
Краскою побелена,
В парке новая ракета
На Луну нацелена.
Я не струшу, я рискну,
Я отправлюсь на Луну.
На Луне моря сухие,
Значит, я не утону.
*На Луну летать мы будем,
В небе скучно ей одной.
Непременно нужно людям
Познакомиться с Луной.
2.Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней (совершенствование навыка рассматривания картины; развитие диалогической речи)
Вопросы к картине:
- кого вы видите? (мы видим космонавтов)
- что делают космонавты? (они работают в открытом космосе)
- чем они заняты? (они чинят оборудование)
- как выглядят космонавты? (на них серебристые скафандры)
- для чего нужны скафандры? (они защищают космонавтов)
- где космонавты чинят оборудование? (на орбитальной станции)
- что вы видите вдалеке? (вдалеке мы видим космический корабль, который движется к станции)
- расскажите о планетах, которые вы видите; (мы видим голубую Землю и серую Луну)
- расскажите о космосе, который окружает космонавтов. Какой он? (космос необъятный, темный, в нем много звезд).
3.Игра «В открытом космосе»
(развитие воображения, общей моторики, координации движений)
Взрослый: «Мы оказались в открытом космосе, здесь невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости».
Дети изображают движения в невесомости.
4.Рассказ по картине «Космонавты» (развитие связной речи, памяти, мышления; формирование целостного представления об изображенном на картине)
Дети составляют связный рассказ по картине (допускается помощь взрослого).
5.Игра «Скажи наоборот» (развитие словаря: подбор слов с противоположным значением)
В солнечный день светло, а в космосе … (темно).
Летом на солнце очень жарко, а в космосе … (холодно).
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе … (медленно).
На Земле работать легко, а в космосе … (тяжело).
Чтение детям
Ракета
Вот так pадyга на небе -
Шёлковый yзоp!
Hy и pадyга на небе,
Как цветной ковёp!
А над pадyгой – pакета
Взмыла к небесам.
Вот такyю же pакетy
Я постpою сам.
И на звёзднyю доpожкy
Полечy на ней,
Hабеpy я звёзд лyкошко
Мамочке моей.
Григоре Виеру
По порядку все планеты
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт
Звездолетчики
Приходилось ли вам, ребята, тёмной ночью смотреть на небо? Правда, в городе видеть звёзды мешает электрический свет, да и в деревнях сейчас почти повсюду горят лампочки. А кроме того, ночью все спят, и папа с мамой не разрешают бродить под открытым небом.
Но если вам всё же удастся выйти в поле, ну хотя бы вечером, постойте минутку. Видите, на небе сколько звёзд — не сосчитать: одни, большие, светят ярко, не мигая, другие, крошечные, мерцают где-то там, вдали, словно манят. Через всё небо светлая полоса — Млечный Путь! А луна! Она не всегда бывает круглой. Сегодня виден только серп, и свет от него мягкий, таинственный…
А почему только серп? И почему луна светит, а не греет? И что такое Млечный Путь? Из чего он? Да, многое хочется узнать. Но кругом всё дремлет, и нам с вами пора спать. Хотя в этот вечер вряд ли удастся быстро заснуть. Перед вашими глазами всё ещё будут стоять эти далёкие звёздочки, и вам обязательно захочется слетать к ним.
Мы с вами живём в удивительное время, когда самые необыкновенные мечты начинают сбываться. Наш замечательный лётчик-космонавт Юрий Гагарин первым из людей уже совершил полёт в космос. Следом за ним в космосе побывали ещё пять советских героев — Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Но кто они, эти счастливцы? Почему именно им удалось первыми проникнуть в космос? Может, они необыкновенные силачи? Может, они и родились уже богатырями? А может, были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками, такими, как все? И как они стали космонавтами?
В. Бороздин
Лексическая тема «Космос»
Занятие 3.
Задачи: активизация словаря по теме «Космос»; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия
1.Беседа с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики по вопросам:
- что такое космос? (космос окружает Землю и другие планеты);
- как можно попасть туда? (в космос можно попасть на космическом корабле);
- кто был первым космонавтом? (первым космонавтом был Юрий Гагарин).
2.Составление предложений по картинкам (совершенствование грамматического строя речи: употребление простых предлогов)
Рассмотреть картинки, рассказать, что делает на них космонавт. Если ребенок затрудняется с ответами, помочь ему вопросами:
- куда идет космонавт?
- где стоит космонавт?
- куда входит космонавт?
- откуда смотрит космонавт?
3.Подвижное упражнение «Ракета» (координация речи с движением, развитие творческого воображения)
А сейчас мы с вами, дети, Маршировать на месте
Летаем на ракете.
На носки поднимись, Подняться на носки, тянуть руки вверх
А потом руки вниз. Опустить руки
Раз, два, потянись. Вновь тянуться вверх
Вот ракета летит ввысь! Бег на носочках
4.Игра «Скажи наоборот» (развитие словаря: подбор слов – антонимов)
В солнечный день очень светло, а в космосе …
Летом на солнце очень жарко, а в космосе …
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе …
На Земле работать легко, а в космосе …
5.Отгадывание загадок по теме «Космос» (развитие речевого слуха и мышления)
*Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету).
Как вы догадались, что это ракета?
*Блин в окошке виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел! (Луна)
*Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый. (небо, звезды, месяц)
Задания по обучению грамоте
1.Определить количество слогов в словах (с помощью хлопков): космос, ракета, спутник, планета, Земля, Луна, космонавт, полет, посадка.
2.Выделить в словах гласные звуки (совершенствование навыка слогового анализа): Луна (звуки [а], [у]), Марс (звук[ а]), спутник (звуки[ у], [и]), Гагарин (звуки [а],[ а], [и]).
Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 1 задание
Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 2 задание
Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 3 задание
Лексическая тема "Откуда хлеб пришел" 4 задание
Лексическая тема "Почта" 1 задание
Лексическая тема "Почта" 2 задание
Лексическая тема "Почта" 3 задание
Консультация на тему "Здоровьесберегающие технологии"
"Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях"
Лексическая тема "Насекомые" 1 задание
Лексическая тема "Насекомые" 2 задание
Лексическая тема "Цветы" 1 задание
Лексическая тема "Цветы" 2 задание
Лексическая тема "Цветы" 3 задание
Лексическая тема "Лето" 1 задание
Лексическая тема "Лето" 2 задание
Лексическая тема "Лето" 3 задание
Консультация "Коррекция речевых нарушений с использованием ложек"