Страница обновлена 26.05.2020

Консультация для родителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Об успешности коррекционно – развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт, когда мы все с вами находимся в режиме самоизоляции, нам помогут методические рекомендации по всем направлениям речевого развития ребенка.

Уважаемые родители, методические рекомендации будут даваться еженедельно и позволят вам принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребенка, совершенствовании грамматического строя речи. Рекомендации по формированию фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте позволят подготовить детей к обучению грамоте в школе.

Все задания будут даны с учетом задач коррекционно – развивающей работы в подготовительной к школе группе  (с 6 до 7 лет). В каждом задании будет приведен  (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Вы можете подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.

Большая часть упражнений проводится в игровой форме.

Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр – соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машинку, кубики.

Занимаясь с ребенком, развивайте все виды восприятия; слуховое, зрительное, тактильное. Давайте ребенку для рассматривания не только картинки, игрушки, но и натуральные предметы. Разрешите ребенку трогать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедится, потрогав кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть сравнит вкус сладкого яблока и кислого лимона; пусть почувствует, что стеклянный стакан тяжелее пластмассового и т.п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова – антонимы: гладкий – шершавый, широкий - узкий, высокий – низкий.

Выделенные слова взрослые обязательно должны четко произнести в качестве примера.

Усвоенные грамматические формы вводим в связную речь ребенка, исправляем грамматические ошибки в повседневном общении.

Для занятий, обучающих ребенка грамоте, вам потребуются: тетрадь в крупную клетку, простые и цветные карандаши, семафорчики разных цветов.

Если в рекомендациях даны подвижные игры, пальчиковая или артикуляционная гимнастика, то следует выполнять их вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.

Помните!

С ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 25 – 30минут в течение недели. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.Придумайте систему поощрений за хорошую работу.

Будьте упорны и терпеливы – и тогда ваши усилия будут вознаграждены!

 

==============================================================

 

Подготовительная к школе логопедическая группа

Образовательная область «Речевое развитие»

Методические рекомендации к лексической теме недели

«МЫ ЧИТАЕМ. С.Я.МАРШАК»

 

1.Покажите ребенку портрет Самуила Яковлевича Маршака и вспомните названия произведений, которые вы читали («Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый», «Рассказ о неизвестном герое», «Двенадцать месяцев» и т.д.).

Цель: ознакомление с творчеством С.Я.Маршака; развитие интереса к художественной литературе и чтению; формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Если ребенку незнакомы эти произведения, то прочитайте их ему или покажите мультфильмы, поставленные по произведениям С.Я.Маршака.

 

2.Выучите с ребенком отрывок из его любимого произведения С.Я.Маршака. Цель: совершенствование умения выразительно декламировать стихи; автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

 

3.Предложите ребенку сделать иллюстрацию к любимому произведению С.Я.Маршака. Окажите ему необходимую помощь.

 

4. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко». Это позволит вам проверить его память и чувство рифмы.

А потом

Ты покатился

И назад… (не воротился).

- – – – – – – – – – -

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а… (не киска).

- – – – – – – – – – -

А зубастый крокодил

Чуть меня… (не проглотил).

- – – – – – – – – – -

Стала петь котенку щука –

Не услышал он… (ни звука).

 

5.Выясните, помнит ли ребенок, в каком произведении С.Я.Маршака мы встречаем упоминание о львице, лисице, слоне, журавле, носороге, кенгуру, мохнатом медведе, зубастом крокодиле? («Где обедал, воробей?»).

Если ребенку незнакомо это произведение, то прочитайте его!

 

6. Разучите вместе с ребенком пальчиковую гимнастику «Где обедал, воробей?» Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

- Где обедал, воробей?

Машем перекрещенными ладошками.

- В зоопарке у зверей.

Ладошками изображаем раскрывшуюся пасть.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил води цы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

На каждое название животного загибаем по одному пальцу сначала на левой, а потом на правой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Ладошками изображаем раскрывшуюся пасть.

 

7. Крупно напечатайте в тетради в клетку слова (каждая буква занимает по высоте 2 клетки, по ширине – 1): львица, лисица, слон.

 

Можно предложить ребенку самостоятельно напечатать эти слова или выложить из разрезной азбуки.  Взрослый оказывает ребенку необходимую помощь.

 

8. Предложите ребенку прочитать написанные вами слова, затем разделить их на части и выполнить звуковой анализ.

Цель: совершенствование навыков чтения, слогового и звукового анализа слов.

 

9. Игра с мячом «У кого кто?» Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат -, - ят-).

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как называются детеныши разных животных. Называет животное и бросает мяч ребенку. Ребенок называет детенышей этого животного и возвращает мяч взрослому.

Лев – львята; лиса – лисята, слон – слонята, кошка – котята, медведь - медвежата и т. д.

 

===============================================================

 

 

Подготовительная к школе логопедическая группа

Образовательная область «Речевое развитие»

Методические рекомендации к лексической теме недели

«МЫ ЧИТАЕМ. К.И.ЧУКОВСКИЙ»

 

1.Покажите ребенку портрет Корнея Ивановича Чуковского и вспомните названия произведений, которые вы читали («Мойдодыр», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце» и т.д.).

Цель: ознакомление с творчествомК.И.Чуковского; развитие интереса к художественной литературе и чтению; формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

 

2.Выучите с ребенком отрывок из его любимого произведения К.И.Чуковско-го.  Цель: совершенствование умения выразительно декламировать стихи; автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

 

3.Предложите ребенку нарисовать на альбомном листе следующие предметы: мыло, щетка, гребешок, полотенце, мочалка, умывальник. Окажите ему необходимую помощь.

Спросите, в какой сказке К.И.Чуковского упоминаются все эти предметы, и предложите разделить названия этих предметов на слоги.

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие мелкой моторики и творческоговоображения.

 

4. Проведите с ребенком упражнение «Для чего они нужны?». Цель: развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

Попросите ребенка рассказать вам, для чего нужен каждый предмет. Обратите его внимание на то, что в ответе обязательно должны присутствовать слова для того, чтобы. Обязательно дайте ребенку образец ответа!

Образец ответа. Умывальник нужен для того, чтобы… человек мог умываться.

 

5. Разучите вместе с ребенком пальчиковую гимнастику «Раным – рано поутру». Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Водичка, водичка,

Имитируют стряхивание воды с ладоней.

Умой мое личико.

Показывают, как умывают лицо.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.

6. Организуйте с ребенком игру «Составь слова». Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.

Крупно напечатайте на альбомном листе бумаги в произвольном порядке слоги: мы, ло, мо, чал, ка, по, ло, тен, це, гре, бе, шок.

Предложите ребенку составить из слогов и записать в столбик названия предметов, которые упоминаются  в сказке «Мойдодыр».

 

7. Разгадывание кроссворда «Мойдодыр».

Предложите ребенку отгадать кроссворд. Объясните, что для этого нужно вписать составленные им слова в соответствующие строки. При этом нужно быть очень внимательным, считать клеточки в строчках и буквы в словах.


 

 


Лексическая тема "Мы читаем С.В.Михалков"

 

Лексическая тема "Мы читаем А.Л.Барто"

Консультация "Как приучить ребенка к чтению"

 

Консультация "Что такое дислексия и дисграфия?"

Лексическая тема "Поздняя весна"

Лексическая тема "Мы читаем А.С.Пушкин"

Лексическая тема "Школа. Школьные принадлежности"

Консультация для родителей "Между делом"

Рекомендации родителям на лето