
Консультация для родителей
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Об успешности коррекционно – развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт, когда мы все с вами находимся в режиме самоизоляции, нам помогут методические рекомендации по всем направлениям речевого развития ребенка.
Уважаемые родители, методические рекомендации будут даваться еженедельно и позволят вам принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребенка, совершенствовании грамматического строя речи. Рекомендации по формированию фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте позволят подготовить детей к обучению грамоте в школе.
Все задания будут даны с учетом задач коррекционно – развивающей работы в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет). В каждом задании будет приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Вы можете подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.
Большая часть упражнений проводится в игровой форме.
Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр – соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машинку, кубики.
Занимаясь с ребенком, развивайте все виды восприятия; слуховое, зрительное, тактильное. Давайте ребенку для рассматривания не только картинки, игрушки, но и натуральные предметы. Разрешите ребенку трогать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедится, потрогав кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть сравнит вкус сладкого яблока и кислого лимона; пусть почувствует, что стеклянный стакан тяжелее пластмассового и т.п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова – антонимы: гладкий – шершавый, широкий - узкий, высокий – низкий.
Выделенные слова взрослые обязательно должны четко произнести в качестве примера.
Усвоенные грамматические формы вводим в связную речь ребенка, исправляем грамматические ошибки в повседневном общении.
Для занятий, обучающих ребенка грамоте, вам потребуются: тетрадь в крупную клетку, простые и цветные карандаши, семафорчики разных цветов.
Если в рекомендациях даны подвижные игры, пальчиковая или артикуляционная гимнастика, то следует выполнять их вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
Помните!
С ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 25 – 30минут в течение недели. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.Придумайте систему поощрений за хорошую работу.
Будьте упорны и терпеливы – и тогда ваши усилия будут вознаграждены!
==============================================================
Подготовительная к школе логопедическая группа
Образовательная область «Речевое развитие»
Методические рекомендации к лексической теме недели
«МЫ ЧИТАЕМ. С.Я.МАРШАК»
1.Покажите ребенку портрет Самуила Яковлевича Маршака и вспомните названия произведений, которые вы читали («Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый», «Рассказ о неизвестном герое», «Двенадцать месяцев» и т.д.).
Цель: ознакомление с творчеством С.Я.Маршака; развитие интереса к художественной литературе и чтению; формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Если ребенку незнакомы эти произведения, то прочитайте их ему или покажите мультфильмы, поставленные по произведениям С.Я.Маршака.
2.Выучите с ребенком отрывок из его любимого произведения С.Я.Маршака. Цель: совершенствование умения выразительно декламировать стихи; автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
3.Предложите ребенку сделать иллюстрацию к любимому произведению С.Я.Маршака. Окажите ему необходимую помощь.
4. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко». Это позволит вам проверить его память и чувство рифмы.
А потом
Ты покатился
И назад… (не воротился).
- – – – – – – – – – -
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а… (не киска).
- – – – – – – – – – -
А зубастый крокодил
Чуть меня… (не проглотил).
- – – – – – – – – – -
Стала петь котенку щука –
Не услышал он… (ни звука).
5.Выясните, помнит ли ребенок, в каком произведении С.Я.Маршака мы встречаем упоминание о львице, лисице, слоне, журавле, носороге, кенгуру, мохнатом медведе, зубастом крокодиле? («Где обедал, воробей?»).
Если ребенку незнакомо это произведение, то прочитайте его!
6. Разучите вместе с ребенком пальчиковую гимнастику «Где обедал, воробей?» Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
- Где обедал, воробей? |
Машем перекрещенными ладошками. |
- В зоопарке у зверей. |
Ладошками изображаем раскрывшуюся пасть. |
Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил води цы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. |
На каждое название животного загибаем по одному пальцу сначала на левой, а потом на правой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. |
Ладошками изображаем раскрывшуюся пасть. |
7. Крупно напечатайте в тетради в клетку слова (каждая буква занимает по высоте 2 клетки, по ширине – 1): львица, лисица, слон.
Можно предложить ребенку самостоятельно напечатать эти слова или выложить из разрезной азбуки. Взрослый оказывает ребенку необходимую помощь.
8. Предложите ребенку прочитать написанные вами слова, затем разделить их на части и выполнить звуковой анализ.
Цель: совершенствование навыков чтения, слогового и звукового анализа слов.
9. Игра с мячом «У кого кто?» Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат -, - ят-).
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как называются детеныши разных животных. Называет животное и бросает мяч ребенку. Ребенок называет детенышей этого животного и возвращает мяч взрослому.
Лев – львята; лиса – лисята, слон – слонята, кошка – котята, медведь - медвежата и т. д.
===============================================================
Подготовительная к школе логопедическая группа
Образовательная область «Речевое развитие»
Методические рекомендации к лексической теме недели
«МЫ ЧИТАЕМ. К.И.ЧУКОВСКИЙ»
1.Покажите ребенку портрет Корнея Ивановича Чуковского и вспомните названия произведений, которые вы читали («Мойдодыр», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце» и т.д.).
Цель: ознакомление с творчествомК.И.Чуковского; развитие интереса к художественной литературе и чтению; формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
2.Выучите с ребенком отрывок из его любимого произведения К.И.Чуковско-го. Цель: совершенствование умения выразительно декламировать стихи; автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
3.Предложите ребенку нарисовать на альбомном листе следующие предметы: мыло, щетка, гребешок, полотенце, мочалка, умывальник. Окажите ему необходимую помощь.
Спросите, в какой сказке К.И.Чуковского упоминаются все эти предметы, и предложите разделить названия этих предметов на слоги.
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие мелкой моторики и творческоговоображения.
4. Проведите с ребенком упражнение «Для чего они нужны?». Цель: развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Попросите ребенка рассказать вам, для чего нужен каждый предмет. Обратите его внимание на то, что в ответе обязательно должны присутствовать слова для того, чтобы. Обязательно дайте ребенку образец ответа!
Образец ответа. Умывальник нужен для того, чтобы… человек мог умываться.
5. Разучите вместе с ребенком пальчиковую гимнастику «Раным – рано поутру». Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
Водичка, водичка, |
Имитируют стряхивание воды с ладоней. |
Умой мое личико. |
Показывают, как умывают лицо. |
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. |
На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках. |
6. Организуйте с ребенком игру «Составь слова». Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.
Крупно напечатайте на альбомном листе бумаги в произвольном порядке слоги: мы, ло, мо, чал, ка, по, ло, тен, це, гре, бе, шок.
Предложите ребенку составить из слогов и записать в столбик названия предметов, которые упоминаются в сказке «Мойдодыр».
7. Разгадывание кроссворда «Мойдодыр».
Предложите ребенку отгадать кроссворд. Объясните, что для этого нужно вписать составленные им слова в соответствующие строки. При этом нужно быть очень внимательным, считать клеточки в строчках и буквы в словах.
Лексическая тема "Мы читаем С.В.Михалков"
Лексическая тема "Мы читаем А.Л.Барто"
Консультация "Как приучить ребенка к чтению"
Консультация "Что такое дислексия и дисграфия?"
Лексическая тема "Поздняя весна"
Лексическая тема "Мы читаем А.С.Пушкин"
Лексическая тема "Школа. Школьные принадлежности"