Страница обновлена 15.05.2020

Начальное обучения плаванию

в домашних  условиях

 

       Плавание – жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71%) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.

       Плавание имеет оздоровительное значение. Даже простое нахождение в воде без движения вызывает повышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной скоростью. У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличены размеры сердца, при этом известно, что показатели объёма полостей сердца являются мерой его функционального резерва. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся. Плавание способствует развитию функции дыхания. На грудную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция лёгких, что, в свою очередь, имеет большое профилактическое значение. При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный динамический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение – расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. Любое нахождение в воде – это всегда охлаждение. В условиях высокой теплоотдачи плавание даёт прекрасный закаливающий эффект. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становиться незаменимым средством укрепления здоровья, повышения жизнестойкости организма.

       Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении рот ребёнка остаётся открытым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребёнка задержке дыхания на вдохе и каждый раз напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно.

Важно приучать ребёнка с первых же занятий держать глаза в воде открытыми и все упражнения выполнять с открытыми глазами (при выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции).

       Нельзя оградить ребёнка от всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут, – но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет всё меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах.

      Все упражнения нужно осваивать последовательно и постепенно так, чтобы новое опиралось на уже знакомое. Обучение можно начинать уже в домашних условиях.

Упражнение 1. Склониться над тазиком и умывать лицо; дать воде свободно стекать, не стряхивая её с лица.

Упражнение 2. То же что и 1, но стараться не закрывать глаза, дать возможность воде свободно стекать с лица.

Упражнение 3. И.п. – склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе шею. Дать воде свободно стекать.

Упражнение 4. И.п. – склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе голову, пусть вода сначала стекает по затылочной части.

Упражнение 5. И.п. – то же. Произвольно поливать водой голову, давать ей свободно стекать.

       Те же упражнения можно проделать с помощью родителей или старших друзей. Они тоже могут поливать воду из кувшина.

       Здесь особенно нужны внимание и забота старших. Их нахождение рядом, доброжелательное отношение вселяют в ребёнка уверенность и желание выполнять задания.

       Как правило, эти упражнения выполняются во время гигиенических процедур.

       Такие же упражнения можно проделать под душем. Для начала надо поднять руки вверх, уже на уровне ладоней вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны, для того чтобы сильные струи воды больно не ударяли по голове, по лицу, по поверхности тела. Вода должна быть тёплая и приятная располагающая к комфорту.

Упражнения в домашней ванне

Сесть в ванну, задержать дыхание, опустить лицо в воду. Ребёнок должен проверить: открыты или закрыты его глаза в воде.

           Ребёнок должен научиться контролировать своё поведение. Установка «Открыты или закрыты глаза?» этому способствует.

           То же что и 1, но после опускания лица открыть в воде глаза. Повторить задание несколько раз.

        Сидя в ванне, опустить лицо в воду, открыть глаза, рассмотреть разбросанные игрушки. Игрушки должны быть ярких окрасок, разных форм.

           Сосчитать , сколько на дне ванны разбросано игрушек.

           Собрать игрушки одного цвета, сосчитать их количество.

           Выбрать самую любимую игрушку.

 

       Все эти упражнения направлены на закрепление навыка погружения лица в воду и открывания глаз. Если ребёнок не может выполнить эти задания, надо «отступить» чуть – чуть назад; намочить полотенце или губку, выжать на лицо ребёнка, дать возможность воде спокойно стекать.

     Из кувшина поливать на лицо, голову, особенно на затылочную часть, давая воде возможность свободно стекать; при этом ребёнок не должен закрывать глаза, выполнять защищающие движения.

 

     Плавание всегда связано с трудностями дыхания. Существующие проблемы дыхания можно начинать решать уже в домашних условиях.

  1. На счёт «раз», «два», «три» задержать дыхание на вдохе. Взрослый считает вслух.
  2. Сделать глубокий вдох, выполнить длительную задержку дыхания, сосчитав «про себя» до восьми, сделать выдох.
  3. Выполнить громкий выдох. Для этого сделать полный глубокий вдох, сомкнуть губы, выдох произнести энергично, со звуком.
  4. «Крошки на столе». Сдувать крошки со стола, выполнить это быстро и энергично.
  5. «Листочек». Взять на ладонь небольшой листочек (можно бумажный), поднять ладонь до уровня подбородка, листочек должен оказаться на расстоянии 15 см от рта. Сдуть его быстро и энергично, выдыхая через рот. Ладонь можно отвести дальше. Повторять упражнение несколько раз.
  6. «Надуй шар». Надувать обычные детские шарики. При выполнении данного упражнения условия выполнения выдоха аналогичны условиям выдоха в воду: и там, и там выдох затруднён.
  7. «Сделай ямку». Выполнять энергичные выдохи на поверхность воды – так, чтобы образовались ямки.
  8. «Дырка». То же что и 7, но выдох выполнить так, чтобы ямка была большой и глубокой.
  9. «Подуй на игрушку». Дуть на плавающую на поверхности игрушку, выдыхая через рот, так, чтобы игрушка перемещалась вперёд. Хорошо, если такой игрушкой будет кораблик.
  10. Выдох в воду. Сидя в ванне, сделать глубокий вдох, опустить лицо в воду, выдох сделать через рот произвольно, как удобно. Повторить задание несколько раз.
  11. «Пузыри». Повторить предыдущее упражнение, в воде открыть глаза, посмотреть, как образуются во время выдоха пузыри.
  12. «Громкие пузыри». Пускать пузыри громко, громче всех!
  13. «Выдохи в воду»: а) выполнить выдох в воду по типу звука «пэ…» чуть длинно, но энергично; б) выполнить выдох в воду по типу звука «фу…», энергично и чуть затянуто; в) выполнить выдох в воду по типу звука «ху…», энергично и затянуто. Эти упражнения помогают отыскать оптимальный вариант выдоха.

На начальном этапе обучения плаванию закладывается фундамент двигательных умений и навыков, составляющих основу техники плавания. Подготовительные упражнения, используемые на этом этапе, помогают решить важнейшие проблемы, существующие в связи с передвижениями в воде.

 

 

 

Дыхательная гимнастика


Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

       Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

       Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое). У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

       Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке. Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату. Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

       Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

 

       На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. 
 

       Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным  и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Фонопедические упражнения основаны на методе звукового дыхания, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Голосовые игры способствуют также обогащению тембра голоса ребёнка. Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

 

Воздушный шарик Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

 

Волна Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

 

Водолаз Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

 

Часики Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

 

Вырасту большой Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

 

Паровозик Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

 

       Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

 

       Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
       Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).
       После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
      

Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

 

 

Купание без слез

 

Ваш малыш не любит мыться? Боится воды и шампуня?

В ваших силах сделать так, чтобы купание стало не только полезным, но и любимым занятием ребенка.

 

       Пусть время, проведенное в ванне, станет временем познания мира: дайте ребенку разные вещи, которые тонут и плавают, пластиковые стаканчики – длинные и узкие, короткие и широкие, большие и малые чашки для измерения объема продуктов. Превратите купание в увлекательную игру.


 

Если ребенок боится воды:

  • Искупайтесь в ванне вместе с вашим малышом: помимо того, что вы тем самым обеспечите ему безопасность, для него это будет хорошим развлечением.
  • Пустите воду  в ванне, прежде чем нести туда испуганного ребенка, если, конечно, у вас нет другого, который может залезть в нее у вас за спиной.
  • Завлеките ребенка, который не хочет мыться, взяв немного крема для рук, подкрасив его несколькими каплями пищевого красителя и дав ребенку возможность раскрасить себя, а затем отведите в ванную.
  • Попросите вашего ребенка положить в ванну коврик, чтобы не скользили ноги, положите туда игрушки и вспеньте воду.
  • Наливайте воду всего на несколько сантиметров (до 10-15), пока ребенок не привыкнет к воде.
  • Чаще играйте с ребенком в различные игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми.

Игры с водой

«Фонтан»

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг. Подставьте палец под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

 

«Озеро»

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро- много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки- маленькие утятки. «Кря-кря- кря!- говорит утка.-Дети, плывите за мной.»

 

Купание кукол

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните полотенцем: «Нальем в ванночку теплой водички – потрогай ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

 

СТРАХ ПЕРЕД ШАМПУНЕМ

 

       Большинство родителей первого ребенка удивляются, когда ребенок проявляет страх перед шампунем, хотя это весьма частое явление.

       Вы можете устроить игру для ребенка, когда вам надо мыть волосы: присоединитесь к ребенку в ванне, вылейте воду сначала себе на голову или поручите ребенку вымыть волосы у куклы, пока вы моете ему голову.

       Не настаивайте и попытайтесь доказать, что мытье головы не повредит. Тем временем почаще расчесывайте волосы щеткой и протирайте волосы влажным полотенцем. Когда мытья головы с шампунем уже не возможно избежать, проделайте эту процедуру быстро и деловито, похваливая ребенка за храбрость.

 

 

Облегчить мытье с шампунем можно так:

  • Сначала вымойте ребенка с шампунем, а потом дайте ему возможность поиграть в ванне, чтобы купание закончилось на приятном моменте.
  • Расскажите ребенку про усталый комочек грязи, который путешествовал, а затем прилег отдохнуть у него в волосах, где к нему присоединились другие комочки только для того, чтобы мама вымыла их оттуда.
  • Уложите намыленные волосы в виде каких-нибудь фигур и дайте ребенку возможность полюбоваться на себя в зеркало или посмотреть на весь процесс мытья головы.

Чтобы шампунь не попал в глаза

Приклейте к потолку над ванной яркие картинки, чтобы ребенок разглядывал их, пока с его головы смывают мыльную пену.

  • При споласкивании волос воспользуйтесь губкой, а не чашкой. Попытайтесь использовать губку при нанесении шампуня. Мыло будет не так течь в глаза.
  • Дайте ребенку маленькое сложенное полотенце, чтобы он прижал его к лицу или воспользуйтесь защитными очками для плавания. Превратите эту операцию в игру, сказав ребенку, что он выглядит, как лягушка.

Консультации для родителей:

- Закаливание ребенка в домашних условиях

- Использование игровых приемов при обучении плаванию детей в ДОУ

- Плавание как средство воспитания культуры гигиены и самостоятельности ребенка

- Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях

- Физкультура дома

- Уроки в домашней ванной и на суше