Страница обновлена 19.04.2022

МДОУ "Детский сад № 74" города Ярославля

Страница обновлена 19.04.2022
МДОУ "Детский сад № 74" города Ярославля

 

Возрастные показатели речевого развития

    Показатели речевого развития ребенка связаны с общим психомоторным развитием. В последние годы очень важной и острой проблемой является задержка речевого развития и более тяжелый ее вариант – отсутствие речи как таковой, недоразвитие речи. Зачастую родители рассказывают, что до года у малыша все было как будто нормально – гукал, гулил, лепетал, но слова так и не появились или появились одно-два слова, а ребенок продолжает пользоваться отдельными звуками, звукоподражаниями, жестами, мимикой, при этом, по словам мамы, «он все понимает».

   Требование родителей говорить (не скажешь, чего ты хочешь, не получишь желаемого) или проблемы в общении со сверстниками, которые не пускают ребенка в общую игру, приводят к тому, что малыш становится агрессивным, раздражительным, нервным, он стремится остаться в одиночестве, может закатить истерику.

Однако если у ребенка задержка речи, это вовсе не означает, что у него автоматически наблюдается и задержка психического развития. Так бывает, но далеко не всегда и не у всех детей.

    Нарушения речевого развития негативно влияют на формирование личности ребенка, на его эмоционально-волевую сферу. Дети страдают, оттого что не могут высказать свои мысли и чувства, оттого что их не понимают.

Дома такие проблемы обычно проявляются иначе. Близкие понимают ребенка, ведь они научились по его жестам, звукам и звукокомплексам определять, что ему нужно. Дома ребенку комфортно и легко, а вот среди других детей в садике, на улице, становится тяжело. Некоторые малыши начинают драться, отстаивая свое право быть услышанными, другие отстраняются от игр и страдают от этого, третьи становятся молчунами.

   Неговорящие дети чаще всего знают о своей проблеме (даже если это совсем малыши) и болезненно реагируют на неумелые попытки заставить их пользоваться речью. Невозможность объяснить свое поведение, высказать желания, договориться с окружающими формируют у ребенка своеобразную модель поведения, причем в ней преобладает негативизм. «Не хочу», «не буду» – и губа оттопыривается вперед, и брови нахмурены, и взгляд исподлобья, и вертит головой из стороны в сторону – полное отрицание. Как ни парадоксально, такое поведение чаще всего свидетельствует о том, что ребенок хочет постоянно находиться в центре внимания. Особенно это касается детей с проблемами речи. Подобное поведение – это своего рода провоцирование мамы или папы. Позицию ребенка определяет дух противоречия. Такое поведение говорит о внутреннем напряжении, в котором находится ребенок. Нужно постараться не придавать большого значения упрямому отрицанию, игнорировать его.

    Если ребенок впадает в истерику без видимых причин, не стоит сразу бросаться к нему и принимать радикальные меры. Скорее всего, он опять-таки ждет внимания, ждет, чтобы родители тут же окружили его неусыпной заботой. Можно предложить малышу покричать и потопать ногами вот там, у окна. Там у вас будет и специальный уголок для катания по полу. Кстати, вот что вы можете сказать малышу: «А когда закончишь кричать, подойди ко мне и скажи, что уже закончил, тогда можно будет предложить тебе сделать кое-что более интересное, чем валяние по полу и топание ногами. Ты ведь наверняка умеешь что-нибудь посложнее».

Родителям, обеспокоенным отсутствием или недоразвитием речи ребенка, специалисты обычно задают такой вопрос: «Много ли среди ваших знакомых немых?». Ответ чаще отрицательный, и тогда родителям объясняют, что все будет в порядке, но для этого потребуется профессиональная грамотная работа педагогов и врачей. И еще – труд родителей, самых главных учителей ребенка, в руках которых есть мощное оружие – любовь.

    Для того чтобы правильно оценить состояние речи ребенка, давайте еще раз вспомним показатели нормального речевого развития.

1 ГОД

• Знает свое имя и откликается на него.

• Слышит и распознает различные звуки, может имитировать их.

• Понимает и выполняет простые инструкции.

• В словаре примерно десять простых слов.

• Может повторить за взрослым простые слова.

• Понимает значение слов «дай» и «на».

• Понимает значение слова «нельзя».

• Может рисовать каракули маркером или мелками.

• Эмоционально выражает свое отношение к близким, смеется, улыбается.

2 ГОДА

• Знает свое имя и может назвать его.

• Хорошо различает слова и понимает их значения.

• Чтобы выразить просьбу, пользуется и словами, и жестами.

• По вашему заданию называет предметы на картинках.

• В словаре примерно 200—300 слов.

• Использует слова «да», «нет», «еще».

• Слушает, когда ему читают книжку, и рассматривает картинки.

• Может говорить предложениями и словосочетаниями из 2—3 слов.

• Правильно употребляет некоторые грамматические формы (падежные окончания), согласовывает предмет и действие («мама гладит», «я не буду»).

3 ГОДА

• В словаре примерно 1000—1500 слов.

• Пользуется фразовой речью, но допускает грамматические ошибки.

• Понимает значения предлогов и использует их в речи.

• Понимает понятия «один» и «много», обозначает их словами.

• Задает вопросы и выслушивает ответы.

• Когда ему читают, договаривает звуки, слоги и слова.

• Словами описывает свое отношение к чему-либо, свои мысли и впечатления.

• Знает, различает и называет два цвета.

• Знает, какое время суток в данный момент.

4 ГОДА

• В словаре примерно 1500 слов.

• Строит сложные предложения, но с некоторыми грамматическими ошибками.

• Задает сложные вопросы, используя слова «почему», «как», «кто».

• Понимает и употребляет в высказывании такие слова и сочетания, как «наверное», «может быть», «я думаю, что».

• Говорит предложениями, состоящими из 4—5 слов, употребляет глаголы в прошедшем времени.

• Может подражать интонации взрослого.

• Рассказывает на память короткие стихи, составляет короткий рассказ по сюжетной картинке.

• Правильно произносит звуки «б», «п», «д», «т», «в», «ф», «г», «к», «м», «н», «с», «з», «ц».

5 ЛЕТ

• В словаре примерно 3000 слов.

• Использует предложения из 5—6 слов, в том числе сложные, редко допускает грамматические ошибки.

• Использует глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

• Может пересказать текст.

• Считает до десяти, знает и называет свой адрес.

• Понимает назначение предметов и объясняет, из чего они сделаны.

• Знает, где правая и левая стороны.

• Понимает и называет простые антонимы.

• Правильно произносит все звуки.

6 ЛЕТ

• В словаре примерно 4000 слов.

• Пользуется сложными предложениями, употребляет все части речи.

• Может рассказывать и пересказывать, передает свое отношение к рассказываемому.

• Использует обобщающие, абстрактные и отвлеченные понятия.

• Рассказывает о событиях, происходивших в прошлом.

• Правильно произносит и дифференцирует все звуки.

• Правильно называет и показывает части тела, ориентируется в пространстве.

• Ориентируется на листе бумаги, раскрашивает, штрихует, обводит, дорисовывает.

• Знает буквы и цифры.

Основные виды речевых нарушений

Подготовка детей к школе

Игры и упражнения для родителей

Игры между делом

Консультации от учителя-логопеда Гринодёровой Наталии Дмитриевны:

Использование технологии синквейн в работе с детьми с ОНР

Консультации от учителя-логопеда Смирновой Ольги Сергеевны:

Игровые приёмы при обучении детей грамоте

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Развитие навыков звукового анализа и синтеза с помощью игровых приемов у детей