Страница обновлена 19.07.2017
 
Развивающая предметно – пространственная среда
 
Во всех возрастных группах вычленяются центры активности с учетом возраста и реальной возможностью ориентации ребенка на зону ближайшего развития. Тщательно продумывается и создается развивающая среда, побуждающая ребёнка к исследованию, проявлению инициативы и творчества, что в соответствии с ФГОС позволяет воспитателю:
 - обеспечить выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
 - дает возможность ребенку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  – позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым. 
 
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
 
В детском саду создаются специальные условия для своевременного социального развития детей. Взаимодействие с ребенком построено на разных уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир,  ребенок – природный мир.
Уже с порога детского сада ребенок может по­чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых, отметить свою значимость в коллекти­ве через «Полянку приветствий», «Фонарики приветствий», «Домик приветствий» на которых дети группы размещают свои фотографии, информируя: «Я пришел!», а также уголок «С днем рождения», «Поздравляем».
Волшебный цветок «Семицветик настроения» по­могает отслеживать эмоциональное состояние каж­дого ребенка в течение дня.
 

 
Информирование родителей о дости­жениях ребенка происходит с помо­щью  «Дерева добрых дел», «Звезды недели», которые способствуют под­держанию стремления ребенка быть первым, активным, совершать хорошие поступки.

Все эти компоненты образовательного пространства стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам, успехам и деятельности сверстников. «Дуб мудрости» напоминает детям о правилах поведения в обществе, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

 

 

«Шептунчик» в младшей группе успокаивает детей, они могут поделиться с ним своими проблемами, и одновременно гладят его ножки (в них зашиты горох, фасоль), массируя свои пальчики.

 

 

Такое построение развивающей среды выдвигает на передний план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, основанный на умении видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить, создавать дошкольнику ситуацию успеха, одобре­ния, поддержки.
 
Образовательная область "Речевое развитие"
 
 Серьезное внимание педагоги уделяют  развитию у детей всех компонентов речи. Созданы необходимые условия для реализации образовательной области «Речевое развитие».
В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для развития фонематического слуха, для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.

 Наглядная агитация для родителей содержит рубрику «Говори правильно».
 Педагоги используют  развивающие методы и приемы, способствующие развитию речи: игры типа «Угадай, кто я»,  отгадывание по типу «Что в волшебном сундучке?», сочинение загадок, рассказов, стихов. Наряду с традиционными методами и формами работы с детьми используют нетрадиционные:

 

 

·         «Я дарю тебе словечко»
·         «Встреча со сказкой»
·         «Почетное звание – Королева слов, Король слов»
·         «Появление в группе «Волшебной» вещи» (книга, звуковое письмо, цветок, шкатулка и т.п. с заданием для детей  о придумывании слов, например: «Как бы вы назвали зиму и почему?» – дети в течение дня придумывают слова,  записывают в альбом или складывают в волшебный сундучок.

Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, рисунки, коллажи  используются в оформлении групп и имеют развивающее направление. Совместно с родителями собрали коллекции открыток, значков, справочной литературы, изготовили макеты,  рисунки, создали альбомы экскурсий с рисунками и рассказами. В процессе творческой деятельности детей и взрослых были найдены  интересные формы работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим: книгоиздательство, встречи с интересными людьми, «беседы об интересном», «календарь важнейших событий».  

 

Образовательная область "Познавательное развитие"

Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным  и  растительным миром, деятельностью людей.  В  уголке умной книги дети рассматривают альбомы,  книги познавательного характера, энциклопедии, справочники. 

 

 

Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, путешествие по «реке времени», путешествие по карте,  решение проблемных ситуаций.  Используют в работе с детьми нетрадиционные формы работы – клуб исследователей природы, лаборатория юного метеоролога, игры по типу «Что в волшебном сундучке».
Реализуя проект «Огород на окне» воспитатели знакомят детей с ростом и развитием растений, правилами ухода, условиями их содержания. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (посев, посадка, полив, подкормка, рыхление).  

 

 

Поддерживая интерес,   педагоги используют различные формы, методы и приемы активизации детей: сюрпризные, игровые моменты (младший возраст), игровые персонажи (бабушка Лукерья, пугало, Ваня и Маша), наблюдения, зарисовки роста растений, художественное слово, поручения, в старших группах дежурство в уголке природы.

Созданы авторские пособия и игры: познавательные рассказы для детей и взрослых, макеты «Зоопарк», « Планетарий», «На бабушкином дворе», детские рассказы и загадки о животных, дидактические игры «Угадай,  кто это?», «Назови созвездия и планеты».

 Для детской экспериментальной деятельности имеется мини-лаборатория «Юный следопыт». Здесь педагоги вместе с детьми изучают  свойства воды и воздуха, особенности почвы, рассматривают  под микроскопом насекомых.

 

 

Для проведения опытов и экспериментов подобраны  картотеки, а так же имеются карточки-схемы,  на обратной стороне которых дети  зарисовывают  проведенные опыты  или эксперименты.

В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать  у детей временные представления,  изготовлены  игры «Колеса времени», «Гусеница».

В уголке есть макеты времен года, оформлены  картотеки  комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.
В уголке математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур,  образных и сюжетных изображений: «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Сложи квадрат»; на классификацию и сериацию игры «Город», «Собери цветок»;  на сортировку чисел по возрастанию (убыванию) «Алгоритмы»;  на сложение и вычитание игры «Домино», «Схвати ответ»; для ознакомления детей с отрицательными и положительными числами сделаны «Арифметические линейки».